Время цвета. Трудности создания и правильной коммуникации брендовых (фирменных) цветов

В последнее десятилетие рынок полиграфических услуг претерпел значительные изменения. Однако проблема точного воспроизведения фирменных, брендовых цветов далека от разрешения.

Конечно, традиционные методы офсетной, флексографской и других видов печати никуда не делись, но подход к организации производственного цикла, рабочего потока и повсеместное внедрение цифровых технологий преобразовали не только классические подходы к производству, но и всю цепочку взаимоотношений заказчик – агентство – производство, переведя их в формат «цифры».

Однако, даже такие оправданные со всех сторон взаимоотношения, не решили полностью фундаментальный вопрос – а что является эталоном (стандартом) для обозначенных трех звеньев цепи заказчик, агентство и производство.

Классический подход к работе с брендовыми (фирменными) цветами

Заключается в использовании массово производимых «цветовых вееров» компании Pantone.

Казалось бы, один из безошибочных подходов: выбираем нужный цвет, показываем, его заказчику, он его одобряет, далее создаем дизайн, берем тот же номер из палитры цветов в одной из программ Adobe, Quark, CorelDraw и т.д. распечатываем на принтере (идеально на цветопробе), одобряем у заказчика – готово.

Далее в дело включается производство, где размещается заказ.

И тут возникает первая большая проблема – а что принять за эталон для производства: цвет из атласа заказчика; цвет из атласа производства, который бесспорно есть почти во всех типографиях; цветопробный оттиск или цвет краски, полученный как в лаборатории предприятия с помощью современных программно-аппаратных средств.

По сути 4 варианта одного и того же фирменного цвета, имеющие между собой отличия.

Цветовое различие между цветопробой и печатным оттиском
Рис. 1. Цветовое различие между цветопробой и печатным оттиском

Рассмотрим вариант использования цветовых атласов Pantone

В настоящее время компании Pantone, выпускающая одноименные атласы для полиграфического производства на мелованной и немелованной бумагах, позиционирует свой продукт как «физическую» визуализацию цвета при смешении 14 основных базовых компонентов (красок).

Это великолепная помощь дизайнерам и креативным людям, дающим «ощущение» цвета, но может сыграть злую шутку, если при работе производство опирается только на номера цветов в атласах.

Всем известный факт – атласы стареют, компанией выпускаются новые атласы, имеющие другие цветовые характеристики, нежели ранее выпущенные, но самое проблематичное – что выпуск атласов это печатный процесс, имеющий свои производственные допуски, т.е. один атлас будет отличаться от другого по определению.

Поскольку современные атласы выпускаются только на двух видах запечатываемого материала – мелованной и немелованной бумаге, то использование того же самого т.н. «чистого цвета» на материалах, по структуре и оттенку отличному от оригинальных, делает невозможным воспроизведение заданного цвета «бренда» (рис. 2).

Использование номера цвета из атласа Pantone для коммуникации между держателем бренда и производством также не приведет к желаемому результату.

Печатный процесс, как было сказано выше, имеет допуски, что приводит к различному интерпретированию рефератного цвета, а ограниченное количество запечатываемых материалов сказывается на цветовоспроизведении на различных материалах с различными поверхностными свойствами.

Поэтому в современном производственном процессе вся коммуникация цвета должна быть построена на использовании только спектрофотометрического оборудования с соответствующей оценкой объективной оценкой результатов измерения.

Использование же общепринятых денситометрических оценок следует избегать при разговоре о цвете, однако в типографии они могут быть использованы для оперативного контроля печатного материала.

Спектрофотометрические в отличие от денситометрических измерений содержат полную характеристику цвета и могут применяться как с программами построения ICC-профилей, так и статистическими программами оценки качества и специализированным обеспечением по подбору красочных рецептур.

Печать краской Pantone на разных типах бумаг
Рис.2. Воспроизведение фирменного цвета на различных материалах

Массовое внедрение цифровой цветопробы – это огромный технологический шаг вперед

Согласно Википедия: «Цветопроба – изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала.

Является одним из важных инструментов для обеспечения качества цветовоспроизведения в полиграфии наряду с денситометрическим и колориметрическим контролем».

С ее появлением вместо печати пробного тиража, который в настоящее время полностью утратил смысл, цифровая цветопроба дает очень близкое приближение к физическому печатному процессу, а имитация оттенков печатных основ, позволяет на раннем этапе производства получить «физическое ощущение» цвета на требуемом материале. Однако и здесь существует ограничение – цветовой охват.

Использование современных алгоритмов имитации смесевых красок из библиотеки Pantone позволяет с высокой точностью получить нужное соответствие, однако, чтобы получить 100% совпадение требуется использовать тот же набор красок (14) с теми же цветовыми характеристиками, что и в оригинальном атласе.

Помимо номенклатуры используемых основных красок немаловажным является «качество» расходных материалов.

Экономический аспект всегда играет значительную, если не сказать решающую роль в производственном процессе, но нельзя допускать использование расходных материалов, не сертифицированных производителем или независимыми институтами, например Fogra или Ugra.

Это касается не только потенциальных проблем с механическим повреждением печатных головок, но и, например, соответствие триады CMYK полиграфическим стандартам ISO 12647 и 2846. Невозможно достичь стандартных данных, если использовать не стандартизированные материалы.

Тоже самое утверждение касается и печатного процесса. Если при печати необходимо достичь стандартизированных значений, а используемая краска не отвечает параметрам, задекларированным в ISO 2846, то и о получении оттиска, отвечающего параметрам ISO 12647 можно забыть.

Вернемся к Цвету заказчика. Программное обеспечение и измерительная техника позволяют получать цвет максимально близкий к эталону. Вопрос остается – что же тогда является эталоном. Мы возвращаемся к рис.1.

Современный цифровой подход к работе с брендовыми (фирменными) цветами

Современный подход заключается в оцифровке и передаче в цифровом виде информации о цвете. Законодатель мод в дизайнерском и полиграфическом бизнесе компания Pantone приложила немало усилий и средств для развития, продвижения и рекламы своих цветовых библиотек.

В настоящее время почти все издательские программы, такие как Photoshop, Illustrator, InDesign, QuarkXpress имеют возможность использования оригинальных цифровых библиотек в своем «рабочем потоке».

CXF универсальный формат работы с цветом

Помимо использования уже встроенных библиотек, возможностей измерения и сохранения информации в цифровом виде имеется достаточно много.

Основными инструментами при этом являются спектрофотометр и программа, позволяющая сохранять информацию в виде файла CxF (Color Exchange Format), принятом в 2015 в качестве полиграфического стандарта ISO 179272.

Этот файл затем передается на все производственные участки, задействованные в цветовоспроизведении.

Использование встроенной системы управления цветом и преобразования цветов «на лету» значительно упростило жизнь полиграфической индустрии.

А при изготовлении цветопробы растрирующие процессоры берут информацию о цвете непосредственно из доступных электронных библиотек, правильно интерпретируют её и составляют «рецепт» смешения из установленных на принтере цветовых картриджей.

Большинство RIP процессоров, такие как EFI, GMG, Caldera и т.д, а также специализированных пакетов типа Esko Artwork, Equinox имеют модуль работы с цветами в формате CxF.

Программа CxF Formulation
Рис. 3. Выбор цветового эталона из цифровой библиотеки файла CxF

Полемика об использовании цифровых стандартов или правильнее сказать «цифровых эталонов» ведется в прессе достаточно давно.

И правда, почему бы полностью не отказаться от физических образцов, которые понятны всем, и перейти на полностью цифровую коммуникацию, используя облачные технологии.

Техническое и технологическое преимущества очевидны, экономический аспект впечатляет, но возникает вопрос восприятия цвета человеком, т.е. человеческий фактор.

Как рядовой не очень продвинутый в плане новых технологий сотрудник типографии, будет интерпретировать цвет, пришедший вместе с заказом в виде цифрового файла? Как проконтролировать точность передачи цвета в цифровом формате без его визуализации?

Современный гибридный подход к работе с брендовыми (фирменными) цветами

Как мы видим использование только аналогового метода работы с цветом или только цифрового несут в себе большие ОГРАНИЧЕНИЯ.

При отсутствии физического образца для сравнения, в том числе и визуального, бывает очень тяжело правильно подобрать цвет в процессе изготовления рецептуры краски, особенно под различными источниками освещения или для цветовоспроизведения на различных материалах.

Использования только физического(их) образцов ведет к рассогласованию в интерпретировании эталона на производственных стадиях с рефератным цветом заказчика.

Поэтому гибридный подход весьма гибок в своей возможности быть адаптированным сторонами процесса и основан на использовании, как физических образцов, так и электронных данных о цвете.

Однако, основным элементом здесь является тотальный спектрофотометрический контроль качества от приема материала до последней стадии получения печатного оттиска.

Интересен факт, что до сих пор, в том числе и в «полиграфически развитых странах» очень часто используется измерение цвета на мониторе и сравнение его с воспроизведенным на бумажном носителе.

Даже при идеально построенном «цифровом потоке», использовании цветовых ICC-профилей, такие сравнения будут некорректные только лишь из-за различных технологий синтеза цвета (на мониторе – испускание света, а на оттиске – отражение света).

Сертификационные программы как гарант получения качественной продукции

В международной практике существуют различные сертификационные процедуры, такие как PSO (Process Standard Offset), PSD (Process Standard Digital), Pantone Certified Printer Programm, помогающие производствам выстроить правильную технически и технологически обоснованную политику работы с заказчикам по передаче информации о требуемом цвете.

Сертификационная печать в типографии Промис
Рис. 4. Нижегородская Компания «Промис» прошедшая международные сертификации PSO и Pantone Certified Printer Programm

Подобные процедуры имеют две стороны, во-первых помогая заказчикам, владельцам брендов безошибочно определять производство способное предоставлять услуги на международном уровне, обеспечивая уровень качества, необходимый для владельца бренда.

Во-вторых, сами печатные производства, проходя через процедуру сертификации, в разы улучшают производственный процесс с безусловным улучшением экономических показателей, снижением производственных издержек и увеличением прибыли.

Рассматривая Европейскую практику определения производственного партнёра через участие в разнообразных тендерах, можно увидеть устойчивую тенденцию предпочтительного выбора только сертифицированных производств, при прочих равных условиях.

На территории России существует лишь одно, сертифицированное международными органами производство, которое с успехом применяет гибридный метод, работая как с национальными, так и международными брендами.

С чего начать?

Правильное определение фирменного цвета – залог снижения стоимости потенциальной продукции, однозначность интерпретирования различными производствами, маркетинговые преимущества, включая интернет публикации, печать в различных регионах и на различных материалах с учетом различных поверхностей, и т.д.

В качестве одного из современных путей задания отправной точки по работе с цветом можно привести пример создания т.н. «бренд бука» (Brand Book), являющегося каталогом средств визуальной идентификации или воспроизводства цвета на различных носителях.

К сожалению, подавляющее большинство подобных каталогов основано на «раскладке» фирменного цвета на CMYK, RGB, Hex или иных цветовые системы, являющиеся «зависимыми», т.е. зависимыми от устройств и процессов. Что некорректно, так как создает привязку к конкретному процессу производства, например, офсетному.

В классической полиграфии – каждый печатный процесс или устройство воспроизводящее цвет воспроизводят набор цветов и их оттенков посредством смешения красок CMYK или сигналов RGB. Если цвет задается через координаты CMYK, то он автоматически привязывается к конкретному печатному процессу. Тоже справедливо и для значений RGB.

Современные программные и инструментальные средства позволяют оцифровать цвет и определить его координаты через независимую систему CIE Lab, тем самым избавившись от привязки к конкретному процессу производства или воспроизведения цвета.

Определить или измерить (оцифровать) собственный цвет можно как самому, так и с помощью сторонних организаций, как, например, производств, где планируется размещать заказ или компаний, занимающихся «бренд буками».

Во всех случаях помимо спектрофотометра и программы, необходима также внятная спецификация, указывающая условия измерения, передачи и воспроизводства цвета.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: