Как и каждый живой организм, полиграфическое машиностроение находится в постоянном развитии. Это еще раз доказала прошедшая в мае выставка Drupa 2016, где посетители смогли увидеть новые достижения научной мысли и технологий.
Постепенно на первый план выходят комплексные завершенные решения, позволяющие типографии регулировать рабочие потоки и контролировать любое звено производства, а владельцам брендов предоставлять более «осмысленную» техническую информацию о цвете.
Тем не менее, наряду с продуманными практически до мелочей решениями (например, PDF-X/JDF), существует ряд достаточно острых проблем, связанных с передачей и воспроизведением цвета.
Проблема на лицо
Использование измерительного оборудования разных фирм, территориальная отдаленность отдельных стадий, не полная стандартизация и/или разнообразия используемых международных и национальных стандартов в конечном итоге приводят к неточности воспроизведения цвета конечной печатной продукции.
В некоторых случаях это может быть не столь критично, но при воспроизведении т.н. «памятных цветов» (зеленой травы, синего неба т.д.), или известных брендовых цветов (Coca-Cola, P&G, Mars, Phillip-Morris, Nestle и т.д.), неточное следование стандарту(-ам) приводит типографию к потере крупного клиента, а бренд получает огромные прямые и косвенные убытки.
Формализация требований к цвету и контроль производства – достаточно ли эффективное решение?
Решение подобной ситуации кроется, прежде всего, в «формализации требований» к референтному цвету и его последующему контролю на каждой стадии производства.
Наиболее очевидным методом спецификации и последующего контроля является использование цветовых атласов (вееров), как эталонных, и их визуальное сравнение с отпечатанной продукцией. Здесь кроется нюанс, приводящий во многих случаях к глобальным разногласиям между заказчиками и исполнителями.
К сожалению, надо признать, что цветовые веера имеют порой значительные отличия друг от друга. Меняются рецептуры, свойства запечатываемых материалов, добавляются новые цвета и колориметрически смещаются уже существующие и т.д.
Все это, а также использование красок для различных печатных процессов, делает невозможным получение заданного цвета по приведенным в атласах рецептурам.
Дело тут не в недостаточном или неправильном контроле выпускающей компании (например, Pantone), а в массовом производстве цветовых вееров для каждой стадии которого, существует свои технологические допуски.
Более того, веера отличаются годами выпуска, а также по-разному физически изношены и ограниченны только ассортиментом запечатываемого материала, так мы получаем некоторый замкнутый порочный круг.
Спектрофотометром или “на глаз”
Человеческое зрение может считаться одним из наиболее точных измерительных приборов, но оно не в состоянии ни присваивать цветам определенные числовые значения, ни в точности их запоминать… Именно поэтому возникла необходимость разработки числовых стандартов наряду с систематизацией способов передачи цвета, получивших название колориметрические методы…
“Цвет для жизни” (Компьюарт №2 и 3 за 2004 г.)
Спектрофотометр в настоящее время, является единственным эффективным средством, позволяющим осуществить единый подход к контролю качества на всех стадиях производства.
Многие крупные мировые бренды уже много лет работают с так называемыми физическими “образцами цвета”, представляющими собой небольшие двух-страничные буклеты с приклеенными образцами эталонных цветов и образцами допусков для них (обычно от двух до девяти).
Обычно такие буклеты разрабатываются компанией для каждого из когда-либо используемого цвета. Там же приводятся цветовые координаты и допуски цвета.
Руководствуясь этими стандартами печатники могут контролировать цвет субъективно – “на глаз”, а также при наличии спектрофотометра производить объективные сравнения через измерения.
CxF(Color Exchange Format) – новое решение старой проблемы
Но если понадобилось воспроизвести брендовый цвет не на материале, используемом в качестве эталона или проконтролировать «образец», созданный в программе Photoshop при отсутствии “твердой” дописанной копии, то одними координатами цвета не обойтись.
Здесь требуется комплексное решение или некий цифровой формат файла, который, помимо спектральных данных и координат цвета, предусматривает еще и возможность хранения атрибутов цвета, оказывающих непосредственное влияние на восприятия цвета пользователем, такие как: угол обзора, цветовая температура источника освещения.
Один из таких промышленных форматов CxF (Color Exchange Format) предложила компания GretagMacbeth (X-Rite) в далеких 2001-2002 годах и продемонстрировала законченный вариант на одной из полиграфических выставок. В нем определены и описаны все параметры и атрибуты цвета, для согласования передачи цвета на всех стадиях воспроизведения цвета.
Основой формата CxF стал язык XML, выбранный за его:
- открытость;
- “расширяемость”;
- простоту редактирования информации;
- и возможность построения файла с учетом иерархической составляющей.
Внедрение нового формата ведется в непосредственной взаимосвязи с программным и аппаратным обеспечением, дающим возможность учета всей специфики измеренного приборами различной геометрией измерения цвета, а также его последующей корректной интерпретации в программах.
В настоящее время CxF предложен как межпрограммный формат, поддерживаемый всеми без исключения программами: не только X-Rite, но и GMG,
EFI, ESKO, Heidelberg и т.д. – использующихся как на допечатной, так и печатной стадиях.
CxF-файл содержит информацию об:
- условиях измерения;
- спектре отражения краски и подложки;
- рецептуре смесевых красок с соответствующим цветовым отклонением dE.
Для выполнения контроля печати, отдельно от компьютера, можно напрямую записать файл в портативный спектрофотометр. Контроль при этом будет производиться объективно с помощью спектрофотометра, даже если у печатника отсутствует “твердая копия” цвета.
CxF(Color Exchange Format) в действии (применение на практике)
Компании, имеющие свою колористическую лабораторию с системой подготовки красок Ink Formulation, могут свободно оперировать с цветами в формате CxF, рассчитывая на их рецептуру брендовых красок.
Это особенно актуально в тех случаях, когда заказчик не имеет возможности присутствовать лично при печати тиража или предоставить образец.
С помощью стандартизированного подхода к параметру «качества», типография гарантирует выполнение заказа, а владелец бренда, может быть уверен в том, что цвет конечного продукта полностью соответствует его требованиям.
Проиллюстрируем вышесказанное на “идеальном примере”. Приходит заказчик и приносит цветовые образцы (например: Pantone 178C, 361C, 638C).
Измерения требуемого цвета производятся с помощью спектрофотометра и, например, программы ColorQuality (рис. 1).
При этом сразу формируется задание на дальнейший контроль на цветопробе и печатных оттисках. С этого момента цвет будет передаваться по всем стадиям через формат CxF.
После создания дизайна следует стадия получения цветопробы, согласования и подписания у заказчика. Здесь тоже можно применить этот формат, например, распечатав специальную тест-шкалу на цветопробном устройстве, включив туда свои специальные цвета.
Справедливости ради отметим, что эту же шкалу с готовым дизайном можно напечатать и на печатной машине, выведя её в рабочий режим и использовать её затем как тиражную цветопробу.
Однако, в этом случае нужно быть абсолютно уверенным, что краски, бумага и все остальные параметры, а также настройки машины останутся прежними при печати тиража.
В случае, если компания сама “мешает” краски или специально заказывает их у красочных компаний-производителей, использование CxF-формата также оправдано.
На основании измеренных значений (спектральной кривой отражения) рассчитываются рецептуры, смешиваются и корректируются базовые краски. В конечном итоге заказчик получает требуемую краску, соответствующую технологическим условиям.
Поскольку во всех без исключения областях промышленности цвет начинает играть значимую роль, в ближайшее время стоит ожидать дальнейших шагов по глубокой интеграции этого формата не только в специализированные программные пакеты, но и на уровень операционных систем, как это было с цветовыми профилями ICC.
Для владельцев брендов выигрыш здесь очевидный: простота, прозрачность работы со своим цветом или цветами. А значит колоссальный экономический эффект, связанный с упрощением разработки, внедрения и воспроизведения цвета на любых поверхностях, любыми технологиями.