Человеческая жизнь – международная стандартизация

В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкивается с различного рода изделиями, продуктами, услугами и т.д. не отдавая себе отчета, насколько важно для нас, чтобы, например, изделие для детей не было опасным, не имело посторонних запахов, было красиво и служило благим целям воспитания и развития личности малыша.

Мы воспринимаем такой подход как данность без глубокого анализа причинно-следственной связи.

Но как практически добиться того, чтобы подобное восприятие предмета человеком происходило фактически на подсознательном уровне?

Почему мы доверяем производителям зубной пасты или электрической щетки, истово уверовав, что наши зубы в один момент избавятся от кариеса, а если использовать эти компоненты продолжительное время, то даже получим частичное восстановление зубной эмали?

Кто-то скажет – реклама, кто-то новые технологии и используемые компоненты, кто-то скептически отнесется к этим заявлениям, но всех их будет объединять одно – никто не усомниться в безопасности зубной пасты и щетки для человека. Почему? Да потому что все понимают, насколько строго контролируется качество выпускаемой продукции и как серьезно регламентируются подобные производства со стороны государства.

Другими словами почти каждый элемент жизни человека подвержен регламентированию, а это и есть стандартизация, не зависимо осознаем мы это или нет.

Давайте посмотрим, как стандартизация выглядит с точки зрения организации производства, а именно какие документы являются основными для этого. Регламентные документы, в не зависимости от нашего желания, являются основой всего процесса нормирования.

Что такое стандарт?

Международная организация по стандартизации ISO (International Standard Organization начавшая свое существование с 1947 года со штаб-квартирой в городе Женева в Швейцарии, отмечающая в этом году 70-летие) определяет:

Стандарт – как документ, устанавливающий требования, спецификации, руководящие принципы или характеристики, в соответствии с которыми могут использоваться материалы, продукты, процессы и услуги, которые подходят для этих целей.

В обиходе, под Стандартом мы понимаем материальный образец, принимаемый в качестве исходного для сопоставления подобных с ними объектов.

Определение «стандартное качество» распространяется на изделия, выполненные в соответствии с тем или иным стандартом.

За разработку, контроль и внедрение отвечают органы стандартизации. В Российской Федерации ими являются Росстандарт и Росстрой.

В соответствие с т.н. пределам компетенции органов стандартизации можно выделить несколько уровней стандартизации:

  • Международная стандартизация – органом по стандартизации является (ISO). Нормативным документом ISO являются стандарты ISO.
  • Межгосударственная стандартизация – охватывает ряд независимых государств (СНГ, ЕЭС и др.). Нормативным документом стран СНГ является межгосударственный стандарт.
  • Национальная стандартизация — распространяется в пределах одного государства. Нормативным документом национальной стандартизации в Российской Федерации (стандарт России) — ГОСТ Р, в Германии — DIN, в Англии — BS, в Северной Америке – ANSI и т. д.
  • Правила, нормы и рекомендации для каждой из областей стандартизации обычно разрабатываются отраслевыми институтами.
  • Стандарты организаций в России — отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты обществ и т. д.

Сложившаяся во всем мире тенденция выпуска международных стандартов и последующее согласование национальных стандартов упрощает, например, обслуживание и ремонт импортно-экспортной продукции, облегчая перемещения товара между странами, и является фактически основой для международной торговли. В Российской Федерации отраслевые стандарты ОСТы имеют непосредственное использование в выпустивших их отраслевых направлениях промышленности. Обычно базой для разрабатываемых ОСТов служат типовые производственные ситуации, которые проходят практическую апробацию и утверждение на производствах отрасли.

Стандарты предприятий (СТП) или Внутренние стандарты имеют распространение только на разработавшем и внедрившем их предприятии. Требования стандартов предприятий могут распространяться и быть обязательными для других предприятий, в случае существования договорных отношений, устанавливающих обязательность исполнения определенного круга стандартов одного из предприятий.

Внутри любой из систем стандартизации на предприятии, внутренние стандарты могут подразделяться, например, по различным темам:

  • стандарт качества
  • терминологическийстандарт
  • стандарт, устанавливающий технические требования
  • стандарт на оформление документации

Подобный подход, совместно с общепринятыми стандартами и нормативными документами, являющимися обязательными для отрасли, позволяют гибко подходить к созданию узкоспециализированных внутренних норм, не входя в противоречие с действующим законодательством и международными методиками по стандартизации.

Пирамида ISO стандартизации
Рис. 1 Иерархическая «Пирамида» стандартизации

На рисунке 1 показана т.н. «Пирамида» стандартизации, где вершина – международный стандарт ISO а основанием является стандарты предприятий. Промежуточная стадия стандартизации состоит из разрабатываемых спецификаций, инструкций и других нормативных документов различными профильными научно-исследовательскими институтами.

Например, в Германии этим занимается BVDM/Fogra, разработавшие всем известные цветовые профили ICC, или Швейцарский институт UGRA, разработавший сертификационную систему PSO (Process Standard Offset).

Что такое Техническая документация?

Техническая документация – набор регламентных  документов, используемых при проектировании, создании и использовании каких-либо технических объектов, например, зданий и сооружений, а также промышленных товаров, включая программное и аппаратное обеспечение.

Техническая инструкция это разговорное наименование официального документа «технологическая инструкция» (ТИ). ТИ является внутренним документом предприятия (организации). После разработки и утверждения в установленном законодательством порядке.

Технологическая инструкция разрабатывается параллельно с разработкой технических условий (ТУ) и после её создания считается обязательным документом, применяемым при изготовлении, в процессе эксплуатации или ремонта изделия.

Основными различиями технических условий ТУ и технической инструкции ТИ можно считать:

Технические условия ТУ – фактически набор требований, предъявляемых к технологическим процессам, материалам, сырью, процессам организации контроля производства. Это касается как готовых изделий, так и полуфабрикатов.

Технические инструкции ТИ – описывает сам процесс, состоящий из одной, либо нескольких операций.

Главная задача, решаемая разработкой технических инструкций (ТИ), обеспечить изготовление изделий строго по техническим условиям (ТУ) или иным нормативным документам, которые используются в данной отрасли.

Что такое Спецификация?

Спецификация – документ, полностью и в поддающейся проверке форме определяет требования, измерительные устройства, поведение или другие особенности системы, компонента, продукта, результата или услуги, а также процедуры, способные определить, были ли выполнены эти условия.

Например, набор формализованных условий и требований на проведение верстки буклета или описание цвета. В подавляющем большинстве случаев спецификация предоставляется заказчиком, т.е. владельцем бренда.

В спецификации на воспроизведение фирменного цвета должны быть описаны: сам фирменный цвет, условия его воспроизведения, допуск на воспроизведения, оборудования для контроля, условия контроля и приемки. Все параметры, должны быть технически обоснованы и воспроизводимы в условиях производства.

Одним из параметров для успешного сотрудничества с производством, уверенности в высоком качестве и гарантии выпуска идентичной продукции может, является прохождение предприятием сертификационных процедур PSO или Pantone Certified Printer Program как международных подтверждений правильности выстроенных производственных процессов, основанных на стандартах отрасли.

Профессионально созданная спецификация избавляет от множества проблем, как для заказчика, так и для производства, упрощая коммуникацию, сокращая сроки производства и как результат, принося финансовый эффект обоим сторонам.

При отсутствии спецификации у заказчика, производство будет ориентироваться на свои собственные регламентные документы, если такие имеются, что ставит заказчика в заведомо уязвимую ситуацию, позволяя производству диктовать условия работы.

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: