Идею написать эту статью подсказала мне два события: недавно прошедшее в Гонконге очередное заседание технического комитета TC130 международной организации по стандартизации ISO и недавнее общение с директорами нескольких крупнейших полиграфических предприятий Москвы и Санкт-Петербурга.
Эти два события навели меня на неутешительную мысль об отсутствии понимания системных процессов улучшения производственного климата, качества продукции и требования неуклонного снижения себестоимости, которые невозможны без постоянного совершенствования культуры производства.
И это не пафосные слова, а необходимость в современном мире, когда маржинальность продукта производства неуклонно снижается и предприятию необходимо искать некую «изюминку», которую можно продемонстрировать заказчику, как добавленные продукт, помимо постоянного снижения цены.
Возникает вопрос, а как предприятию быстро и с наименьшими затратами создать этот продукт эту «изюминку»?
В большинстве случаев необходим сторонний наблюдатель, эксперт, который своим независимым взглядом может оценить и найти больные точки предприятия, правильно воздействуя на которые можно добиться существенных улучшений.
«… у меня работают высокообразованные специалисты, которые найдут ответ на любую проблему в интернете».
Цитата дня директора типографии
У моих родственников испортилась керамическая электрическая плита замечательной немецкой фирмы Keiser, купленной в начале 90-х, когда в Россию после падения железного занавеса могучим потоком хлынула электронная и другая техника из-за рубежа.
В то время большинство электрических приборов для дома производилось в континентальной Европе, Америке и Японии, и отличалось потрясающем качеством и долговечностью.
После нескольких неудачных попыток восстановить работоспособность собственными силами, они обратились в официальную сервисную компанию, где им сказали, что эта модель старая, запасных частей нет и отремонтировать её не могут ни за какие деньги. И предложили просто рассмотреть вариант покупки новой модели. Честный ответ компании, дорожащей своей репутацией.
Однако, проблема заключалась в потери эластичности уплотнителя удерживающего термостекло духового шкафа плиты и как следствие невозможности правильно смонтировать это стекло.
Т.е. плита полностью в рабочем состоянии за исключением духового шкафа.
Обратившись по объявлениям к «специалистам» и «экспертам», как они называли себя в рекламных материалах, и получив разброс цен, отличающийся друг от друга почти в 10 раз, мои родственники призадумались.
Как поступить: купить услугу по восстановлению работоспособности за меньшие средства или же взять услугу по дороже, тем более что «эксперт» уверил их в многолетним опыте работы с этой немецкой фирмой и наличие хороших отзывов покупателей. Сошлись на дорогой цене.
В назначенный день пришел «эксперт» провел несколько часов на кухне, просверлив несколько дополнительных отверстий в двери духового шкафа и не доделав работы удалился.
Вернувшись на следующий день кое-как вставил термостекла и закрепив их резиновой прокладкой заявил, что работа окончена, взял деньги и растворился.
С внешней стороны все было очень достойно, однако, заглянув после его ухода внутрь, мои родственники ужаснулись. Создавалось впечатление что монтаж был сделан кувалдой и монтировали бетонные блоки, а не хрупкие закаленные термостекла.
Внутренняя сторона шкафа была помята и термопокрытие местами дало трещины. Дальше все было как всегда скучно и предсказуемо — звонки в компанию, ругань и т.д. Эпопея еще не закончилась, но итог уже понятен.
Другой пример, который также произошел пару недель назад, но уже со мной, и, наверное, случался со всеми жителями нашей страны.
Я пошел купить 4 батарейки формата АА в ближайший супермаркет. Перед входом в торговый зал сидел солидный мужчина и официально торговал элементами питания.
Я задал ему вопрос, что он может посоветовать из своего ассортимента. Он назвался «экспертом» компании, которая специализируется на поставках элементов питания и электронных компонентов чуть ли на для Мэрии города Москвы.
Порекомендовал взять Китайский батарейки из средней ценовой категории.
На логичный мой вопрос, а почему тогда батарейки, сделанные в Германии чуть ли не в два раза дороже, он невозмутимо ответил:
«так ведь рабочая сила стоит дороже, а так материалы и технологии одни и те же. А в Китае на тех же заводах делаются батарейки для всех ведущих брендов».
Продавец в магазине
Логичное объяснение и человеческое желание сэкономить взяли свое.
Я приобрел китайские батарейки, показавшиеся немного легче чем обычные, я окрыленный побежал домой установить их в игрушку моей дочери.
Радость была не долгая пока батарейки работали.
Через несколько дней они перестали питать ненасытную игрушку. Пришлось повторно идти в тому же «эксперту» и приобрести уже европейские батарейки, которые оказались чуть ли не в два раза тяжелее и проработали месяц.
Итог: дважды заплатил за одно и тоже плюс потраченные время и нервы.
В денежном эквиваленте:
- Китайские батарейки «без имени» — 99 руб за 4 штуки.
Время работы 7 дней - Немецкие батарейки Varta — 259 руб за 4 штуки
Время работы 30 дней.
Т.е. экономический эффект одного дня работы китайской батарейки составил 14,1 руб/день против 8,6 руб/день работы немецкой. При, казалось бы, при «внушительных» первоначальных инвестициях, прямая экономическая выгода дорогого варианта составила 5,5 руб/день.
Что объединяет эти две, казалось бы, разные жизненные ситуации? Объединяет их, как не странно, слово ЭКСПЕРТ.
При слове эксперт, наверное, у каждого появляется элемент доверия к этому человеку или компании как некий стереотип профессионала, готового подсказать единственно правильное и самое оптимальное решение в конкретной ситуации.
К сожалению, как показывает практика, это во многих случаях не так.
Современные международные методики само позиционирования на рынке учат, как быстро захватить ту или иную нишу бизнеса, даже не будучи мало-мальски знакомы с областью, где потенциального интереса и провозгласить себя «ЭКСПЕРТОМ».
Не будем вдаваться в подробности этих теорий (основных методологий порядка 5) скажем лишь одно, как потребители услуг, люди могут быть дезориентированы подобными «экспертами» и даже получить серьезные экономические потери при использовании рекомендаций от них.
И как итог, помимо растущего недоверия начинается поиск своих собственных путей разрешения сложившейся жизненной ситуации, которые вряд ли окажутся оптимальными с самого начала, и определенно займут огромное количество времени и сил.
Это утверждение применимо не только к частной жизни людей, как, например, приведенные выше примеры, но и к бизнес и производственным процессам.
По каким критериям возможно отличить действительно эксперта от самопровозглашенного специалиста и что должен знать человек чтобы не попасть в зависимость от недобросовестных услуг?
Прежде всего, звание «Эксперт» присваивается не самому себе, а неким аккредитованным органом.
Это могут быть как государственные, так и частные организации, проводящие обучение и сертификацию специалистов.
Органы, присуждающие звание эксперта, должны обладать безупречным авторитетом.
Есть много организаций продающие титулы и дипломы, но не обучающие людей.
По аналогии с любым высшим учебным заведением, готовящим кадры для народного хозяйства.
Есть, например, МГУ, диплом которого признают во всем мире, а есть обучающие заведения, документы которых с трудом принимаются в одном государстве.
Тем не менее, успешно прошедший обучение, сдавший экзамены и защитивший диплом получают диплом и считаются получившими высшее образование.
Если взять полиграфическую отрасль, то в Европейских странах институт экспертов и консультантов широко развит. Обычно это люди, получившие полиграфическое образование и сертифицированные тем или иным институтом, например, Fogra (Германия), Ugra (Швейцария), Idealliance (США) и т.д.
При этом они могут быть как независимые, т.е. работающие исключительно на продажу своих знаний и умений, так и работающие в компаниях, связанных с полиграфией, например, поставщики красок, печатных машин, растрирующих процессоров и т.д.
В идеале, их всех должен объединять высокий профессионализм оказываемых услуг и официальное признание аккредитованных организаций.
Однако это также не всегда бывает так.
Яркий пример — Принт Медиа, академия компании Гейдельберг.
Это полностью успешное никем не аккредитованное коммерческое предприятие, которое на протяжении долгих лет являлась флагманом практического образования для печатников разных стран.
В России, ситуация не столь радужная, предложения консультационных услуг весьма ограничены.
А проблему почти полного отсутствия как независимых экспертов, так и компаний, оказывающих соответствующие консультационные услуги на рынке, можно объяснить многими причинами.
Я бы объединил их в две основные категории:
Первая категория — Компании
- нежелание подавляющего количества руководителей предприятий инвестировать средства в обучение сотрудников;
- непонимание руководителями значения дополнительного периодического обучения для своих подчинённых, за которые необходимо платить. Вторая крылатая цитата директора той же типографии из города на Неве: «…я не понимаю зачем мне дополнительно какие-то курсы, если все мои работники со стажем и знают, что делать»;
- боязнь показать свое производство изнутри, связанное как с объективными причинами плохого состояния, так и с навязчивой идей открыть и потерять свое конкурентное преимущество;
- ограниченное предложения или точнее отсутствие предложение экспертов с подтвержденным статусом на рынке.
Вторая категория — Эксперты
- отсутствие практики продажи своих знаний, опыта и времени полиграфическим предприятиям;
- отсутствие международной практики проведения тренингов и мероприятий по стандартизации и аудиту производств включая флексо, глубокую и цифровую печать;
- отсутствие коммуникации с международными сообществами по стандартизации, включая сертифицированных экспертов от Fogra, Ugra, Idealliance.
Подобная закрытость рынка консалтинговых услуг делает жизнь, как предприятий, так и редких экспертов в РФ весьма тяжелой без каких-либо видимых перспектив развития.
В современном динамично мире, с той скоростью обмена информацией и появления новых технологий актуально не только иметь высококвалифицированные кадры на предприятии, но и постоянно повышать уровень своих работников, а не только приобретать новое оборудование.
От этого напрямую зависит экономический рост компании.